27.02.2014
В рамках мероприятий по борьбе с теневым рынком алкоголя Союз производителей алкогольной продукции (членом которого является ОАО "Росспиртпром") разработал Соглашение о соблюдении прав интеллектуальной собственности, которое предлагает для подписания стекольным заводам, расположенным в России и ближайшем зарубежье.
СПАП подписывает соглашение со стеклозаводами об охране интеллектуальной собственности
Весной прошлого года все члены Союза подписали договор о совместной борьбе с контрафактом. Одним из направлений работы было обозначено взаимодействие с поставщиками бутылок и комплектующих, чьими услугами пользуются, в том числе, и производители нелегального алкоголя. Производители водки направили в адреса заводов, поставляющих для них тару, предупредительные письма о том, что с теми контрагентами, кто работает, в том числе, и «налево», договоры будут расторгнуты.
Далее СПАП решил «охватить» не только бизнес-партнеров, но и все остальные российские стекольные предприятия, поставляющие бутылки производителям крепкого алкоголя (их порядка 45), для чего было разработано «Соглашение о соблюдении прав интеллектуальной собственности в отношении товарных знаков организаций-членов Союза производителей алкогольной продукции». Цель документа – воспрепятствовать производству и обороту контрафактных стеклянных бутылок (то есть подделок под упаковку известных алкогольных брендов). Подписывая договор, производители стекла принимают на себя обязательство осуществлять производство бутылок только по заказам правообладателей. В случае поступления заказа на изготовление «левой» партии, стекольный завод должен отказаться от сотрудничества и проинформировать о данном факте законного правообладателя.
По словам представителей СПАП, стекольщики, в большинстве своем, с пониманием относятся к данной инициативе; продвижению документа также содействует профессиональное объединение российских предприятий стекольной промышленности «СтеклоСоюз». Находятся, однако, и те, кто не хочет подписывать соглашение. По мнению СПАП это означает, что заводы, по сути, отказываются работать по правилам цивилизованного рынка и поддерживать прозрачную атмосферу ведения современного бизнеса. Из числа таких «отказников» будет сформирован «Круг риска» «предприятий, вероятность причастности которых к изготовлению контрафактной продукции высока». С ними не будут ни заключаться, ни продлеваться контракты на изготовление и поставку бутылок.
На сегодняшний день подписано уже 17 соглашений, не только с заводами-производителями, но и с крупными оптовиками, и с декораторами бутылок. Причем сотрудничество с данным сектором в Союзе производителей алкогольной продукции рассматривают как весьма перспективное, так как в данном случае задействуется большее число участников рынка.
Далее по аналогичному принципу планируется развивать отношения и с производителями формокомплектов для изготовления стеклянных бутылок. «Существует технологическая возможность создать формокомплект для изготовления практически любой бутылки, схожей до степени смешения с бутылкой известного бренда, - рассказывает руководитель направления СПАП по борьбе с контрафактной продукцией Роман Кравцов. – Но у изготовителей «левых» форм должно быть понимание того, что разрыв контрактов с легальными производителями – собственниками товарных знаков – повлечет не только финансовые потери, но и утрату репутации. На наш взгляд, в реалиях сегодняшнего дня, при колоссальном спаде объемов заказов, это слишком дорогая цена для сомнительных сделок».
Чтобы получить возможность устанавливать источник поступления на рынок поддельных бутылок, СПАП сформировал собственную «Библиотеку стекла», включающую образцы стеклотары всех брендов алкогольных напитков, выпускаемых на заводах членов Союза. При выявлении в обороте подозрительной продукции бутылку направляют в лабораторию, где выявляется химический состав стекла и проводится сравнительный анализ с образцом из «библиотеки». «Такая работа уже ведется, - пояснил Роман, - уже имеются результаты, которые будут использованы на соответствующем этапе». По его словам, для получения наиболее точных результатов анализа «библиотека» будет обновляться с регулярной периодичностью, так как со временем химия стекла может изменяться в зависимости от использования сырья и условий производства.
Тема контрафакта на алкогольном рынке особенно актуализировалась в последнее время – с резким ростом акциза, а вместе с ним и цен на легальную ликероводочную продукцию. С 2012 года ставка на алкогольную продукцию крепостью свыше 9% выросла выросла почти на 60% - с 254 рублей (за литр чистого этилового спирта в готовой продукции) до 400 рублей. В 2014 году акциз составляет уже 500 рублей, а в 2015 году, согласно налоговой программе Минфина, этот показатель достигнет 600 рублей. В этой связи легальная водка, стоимость которой в магазинах начинается от 220 рублей, становится малодоступной для потребителя, что создает условия для активного развития теневого сектора. В январе 2014 года производство водки в России снизилось по сравнению с 2013 годом почти на 30%, а по сравнению с 2012-м – почти на 50%. По оценкам экспертов, на сегодняшний день доля нелегального рынка алкоголя в нашей стране составляет от 40 до 80%.